Гордыня

Есть такой грех, как «гордыня». Но чем больше я думала об этой черте характера, тем больше убеждалась, что гордыня — это травма. Сложно представить себе, чтобы гармоничный цельный нетравмированный человек страдал гордыней.

Откуда берется гордыня? Если поощущать эти энергии, то получится, что гордыня — это то, что человек выращивает в себе, стремясь вырастить «Достоинство». В чем отличие между Достоинством и Гордыней? Достоинство — это «я ощущаю свою ценность». Гордыня — это «я ощущаю свою ценность, унижая других». И там, и там — человек стремится ощутить свою ценность. Но в «Гордыне» — человек не ощущает своей ценности просто так, только в сравнении с теми, кого он унижает.

Что интересно: гордыня многолика и может принимать разные виды, но всегда за ней скрывается травма неуверенности в своей ценности.

Какие бывают виды? Очевидная гордыня: «ты кто такой? откуда это взялось?» — как говорил в сериале про Сулеймана его советник. Это когда человек ясно дает понять, что он лучше другого. «Где ты и где я?» Эта гордыня появляется всегда, когда человек возвышает себя над другими, смеется над другими нациями, профессиями, делит общество на «низших» и «высших». Это все гордыня. И это все травма неуверенности в своей ценности. Богатый человек, который презирает бедных — на самом деле пытается искусственно создать свою ценность. Получается, что и фашисты, и нацисты — это люди с травмой неуверенности в своей ценности, получается, таким образом, они пытаются искусственно создать свое «достоинство».

Есть и другой вид гордыни. Когда человек себя принижает. Когда он говорит «да кто я такой, чтобы», «я хочу быть пылью под его сапогами», «я — коврик под его ногами», «я хочу быть ее трусиками», и прочее и прочее. «я ничего не стою». По началу кажется, что тут нет никакой гордыни. Ну как же так, человек же не возвышает себя, а возвышает другого. Но по сути — это изнанка гордыни. Под этим часто кроется тайная мысль: «вот я какая благородная, ставлю себя ниже других». Причем эта мысль не обязательно осознана. Второе — это то, что сам факт разделения на «высших» и «низших» — это про гордыню. Не важно, к каким вы себя относите, к «высшим» или к «низшим».

Что же такое достоинство без гордыни? Это ощущение своей ценности не потому что «я дороже или дешевле того и этого», а ощущение своей ценности без сравнения. Ценность как она есть. И когда есть ценность себя без сравнения с другим, то есть ценность каждого кусочка мироздания. Если есть ценность «меня» без сравнений, то есть ценность каждого кустика, каждого облачка, каждого зайчика, и каждого человека. В сказках короли, королевичи и принцессы обладали своей ценностью. Все Иванушки-дурачки были царевичами. А это значит, что у них было достоинство, т.е. ценность самого себя и каждой частички мироздания. Помните, шел царевич по лесу и увидел, как зайцу нужна помощь. Он не стал спрашивать «ты кто такой? и почему я — царевич должен помогать какому-то мелкому ничтожному зайцу?» Нет, царевич никогда не впадает в гордыню, он всегда осознает ценность как себя, так и других.

Достоинство — это уважение к себе и к другим. Это уважение к своим границам и к чужим. Помним «принцессу на горошине». Она осталась верна себе, сказала, что ей плохо спалось, не стала скрывать свое неудобство. Но при этом она осталась в уважении к хозяевам замка, не капризничала и не выпендривалась.

Достоинство — это такой тонкий баланс между уважением себя и других, между уважением к своим границам и к чужим. Гордыня же возникает, когда человек начинает защищать свои границы, но еще не познал смысл уважения к чужим границам. Гордыня — это грех. А грех — это промах. Промахи — это необходимый этап любого пути, любого обучения и любого развития. Поэтому мне кажется, что путь к познанию истинного достоинства проходит через этап «Гордыни».

Здесь, в «гордыни» — есть оппозиция «я и другие», «я и мир». В «Достоинстве» человек вырастает до уровня, где и я, и мир — это все мои внутренние части. Человек вырастает дальше себя, начинает осознавать всю вселенную как свою часть. И тогда приходит понимание и тонкий баланс, как уважать границы всего живого, и себя в том числе.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.